2

Электронные сервисы против бюрократии: обзор мировых моделей

Аватар пользователя admin

Обзор моделей электронного правительства

В Украине активно говорят о создании электронного правительства, внедрении сервисов которые должны упростить обмен информацией между гражданами и государственным аппаратом. Одна из основных задач внедрения электронных сервисов — снижение уровня коррупции и бюрократии в работе государственных чиновников. 

Для развития электронного управления в Украине принят пакет документов, целью которого является создание информационного сообщества. Среди них: «Национальная программа информатизации» (1998), указ Президента Украины «О мерах по развитию национальной составляющей глобальной информационной сети Интернет и обеспечение широкого доступа к этой сети в Украине» (2000), закон «Об электронных документах и электронном документообороте» (2003), закон «Об основных принципах развития информационного общества в Украине на 2007-2015», постановление «Об утверждении порядка привлечения граждан к формированию и реализации государственной политики» (2010).

На сегодняшний день, самым заметным результатом внедрения электронных сервисов является возможность сдачи финансовой отчетности в электронной форме. В остальном, несмотря на более чем десятилетнюю историю создания сервисов электронного правительства в Украине реальные результаты этой работы очень скромны, особенно если сравнивать с достижениями других более удачливых в этом плане государств, опыт которых нам сейчас очень полезно изучить.

Данная тема особенно актуальна если учесть, что после февральской революции «Евромайдана» информатизация и борьба с тотальной коррупцией стала по сути национальной идеей, и нужно заметить не самой плохой.

Итак, на основании мировой практики принято выделять три основные хорошо зарекомендовавшие себя модели создания «электронного правительства».

  • Англо-американская модель
  • Континентально-европейская модель
  • Восточно-азиатская модель

 

Англо-американская модель

Англо-американская модель характерна для таких стран как США, Канада, Великобритания и Австралия. Типичные черты англо-американской модели проистекают из особенностей территориально-политического устройства и традиций государственности: высокий уровень независимости территориальных управлений (штаты) в соединении с сильной центральной властью.

Англо-американская модель с одной стороны допускает значительное различие процессов местного электронного управления, а с другой стороны четко стандартизирует правила обмена информацией «гражданин — правительство» на общегосударственном уровне. Система местной власти в штатах строится на основе административно-территориального деления, поэтому схемы самоуправления в разных штатах различны.

Программа создания электронного правительства по англо-американской моделей в первую очередь преследует цель упростить взаимодействие граждан и представителей бизнеса с государственными структурами, а также сделать возможным прямое обращение граждан к правительству.

Важной составляющей успеха внедрения англо-американской модели электронного правительства стали значительные реформы всей структуры работы государства с информационными потоками и введение системы персональной ответственности за информатизацию госорганов.

Англо-американская модель рассчитана на создания электронного правительства для стран с значительной территорией и довольно ровным доступом к интернету.

 

Континентально-европейская модель

Континентально-европейская модель электронного управления работает в странах Европейского союза (ЕС).

Континентально-европейская модель электронного управления разрабатывалась с учетом того, что в европейский союз входит 28 стран с различными языками, культурными и политическими традициями. На уровне отдельного государства, входящего в ЕС, элементы электронное управление могут очень сильно отличаться как в плане использования технической платформы, так и в плане организации взаимодействия государство-гражданин (электронное голосование, сервисные услуги правительства, уплате налогов и штрафов и т.д.).

Вместе с тем, между участниками Евросоюза, для развития системы электронного правительства, была согласована минимально необходимая правовая база. Она выраженная в форме Директив Европейской комиссии, которую все страны-участники ЕС обязаны внедрить в национальное законодательство.

На уровне надгосударственных структур Европейского союза (Европарламент, Еврокомиссия, Европейский суд) континентальная-европейская модель электронного управления обусловлена четкой унификацией взаимодействия между надгосударственными структурами и внутригосударственными структурами стран участниц союза.

Также, согласно данной модели, гражданин любого государства Европейского союза может через систему электронного управления обратиться непосредственно в общеевропейские органы управления в режиме реального времени.

Во всех странах ЕС приняты законы о доступе к информации. Требования Евросоюза к законодательству, регулирующему системы электронного правительства, охватывают как технические аспекты (цифровая подпись, электронная торговля) направленные на упрощение создания систем электронного правительства, так и этические и политические вопросы (распределение госзаказов, доступ к информации) определяющие новые обязанности государственных учреждений по защите прав граждан и организаций в новом контексте предоставления публичных услуг электронными средствами.

 

Восточно-азиатская модель

Восточно-азиатская модель электронного правительства типична для таких стран как: Сингапур, Япония, Южная Корея, Тайвань.

Данная модель опирается на специфический стиль управления, азиатский тип корпоративной культуры и многослойную систему государственного контроля, организованного по принципу иерархической пирамиды.

Восточно-азиатская модель хороша для монокультурных, не очень крупных по территории государств с высокой плотностью населения и общедоступным скоростным доступом к интернету.

Эффективность восточно-азиатской модели подтверждает признание в 2010 году экспертами ООН системы «электронного правительства» Республики Корея (Южная Корея) как самой лучшей и эффективной в мире.

Восточно-азиатская модель электронного управления одна из наиболее проработанных моделей e-government. Например, в Южной Корее решение о разработке электронного правительства было принято еще в 1987 году, а уже в 1991 году заработали первые электронные сервисы.

Благодаря электронным сервисам жители страны могут совершать практически все операции, не выходя из дома: начиная от оплатой счетов, штрафов и заканчивая оформлением документов. На тот случай если у гражданина нет доступа к интернету, в общественных местах в большом количестве размещены специальные терминалы, в которых легко найти нужную информацию или распечатать любую справку. Большая часть сервисов электронного правительства доступна на мобильных устройствах.

В госсекторе Южной Кореи введена 100-процентная система электронного документооборота. На бумаге печатаются немногие, только самые важные доклады и справки на уровне министра и выше. Функционирование системы электронного правительства позволило за последние два года сэкономить для госбюджета более 1 млрд. долларов и сократить число служащих почти на 9 тысяч человек. Общий социально-экономический эффект оценивается в 16 млрд. долл.

Автор: Алексей Маргонь

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Введите код защиты на картинке
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки

Комментарии

Аватар пользователя Арго

Украине больше всего подойдет Англо-американская модель электронного правительства. Эстонская не учитывает много наших особенностей