2

"Единое окно" на украинской таможне: первые итоги работы противоречивы

Аватар пользователя admin

B Украине сто дней действует система "единого окна" на таможне. Система позволяет различным госслужбам в автоматическом режиме обмениваться информацией о грузе, который пересекает границу страны. Если товар, заявленный в таможенной декларации, подлежит определенному виду контроля, система автоматом направляет запросы в соответствующий госорган для получения разрешения. Власти рапортуют об успехах проекта, а бизнесмены по-прежнему собирают кипы бумаг для прохождения таможенного оформления.

В течение четырех часов, установленных Таможенным кодексом Украины, такие госорганы должны предоставлять информацию о разрешении на ввоз или вывоз этой продукции или же об отказе в разрешении. Это в теории. На практике все пока выглядит не столь радужно, как задумано.

 

Правительство видит успех

После ста дней действия системы "одного окна" правительство в Киеве отчитывается об успехах проектае. Ведь за время ее работы, как свидетельствуют данные Государственной фискальной службы Украины (ГФСУ), через "единое окно" на таможне оформлено почти 25 тысяч грузов. «Мы постоянно совершенствуем систему, чтобы прохождение процедур на таможне происходило быстрее и качественнее», — заверил Роман Насиров, глава ГФСУ, в структуру которой входит таможня. Министерство экономического развития и торговли первые результаты проекта радуют.

Первый замминистра, торговый представитель Украины Наталья Микольская отметила, что бизнес положительно оценивает попытки властей реформировать таможенное оформление: «На таможне все отмечают улучшение. И введение "единого окна" этому способствует».

На фото. Наталья Микольская, Роман Насиров

 

Бизнес недоволен

Но сам украинский бизнес весьма неоднозначно оценивает достижения правительства в этой сфере. В Европейской бизнес-ассоциации (ЕБА) полагают, что долгожданный проект "единого окна" на первом этапе почти провалился. «На самом деле оно не работает в полной мере, поскольку контролирующие органы, которые осуществляют на таможне проверки, не перешли к электронному формату. Поэтому бумажные документы компаниям нужно и дальше предоставлять параллельно с электронным оформлением», — объяснила исполнительный директор ЕБА Анна Деревянко.

Дело в том, что груз, который не должен подвергаться таможенному досмотру, проверяют инспекторы различных служб, занятых санитарно-эпидемиологическим, ветеринарно-санитарным, фитосанитарным, экологическим и радиологическим контролем. По словам Деревянко, именно представители этих структур саботируют переход на электронный обмен информацией. Поэтому, по ее выражению, «с введением "единого окна" не стало хуже, но и лучше тоже не стало».

 

Проблема глубже

Опрошенные эксперты указывают на то, что таможенники имеют всю необходимую технику и доступ в интернет, чтобы в автоматическом режиме обмениваться информацией о грузе, подлежащем растаможиванию.

Однако другим контролирующим органам такой материально-технической базы не хватает. «Сначала нужно провести техническое переоснащение различных госорганов. Можно в карантинной службе ввести электронный оборот информации, но если там инспектор сидит еще за печатной машинкой и без интернета, то ему до лампочки все эти нововведения. Он не саботирует, он физически не может их выполнить», — указывает эксперт по таможенному законодательству проекта ЕС "Офис эффективного регулирования" Игорь Лавринюк.

В правительстве Украины наличие такой проблемы признают. «Для достижения цели еще нужно наладить электронный документооборот во всех структурах Кабмина, а для этого необходимы финансовые и организационные ресурсы», — констатирует Наталья Микольская.

На фото. Анна Деревянко, Денис Шендрик

 

Бизнес готов к диалогу с властями

Аналитики отмечают, что "одно окно" в основном срабатывает в случае, когда компании растаможивают однотипные грузы, не требующие дополнительного согласования контролирующих служб. Компании, завозящие или вывозящие из Украины продукцию растительного, животного происхождения или нетипичные грузы, которые должны проверять специнспекции, даже не пытаются воспользоваться системой "единого окна", поскольку это требует времени и кипы бумаг.

«Им проще использовать обычную процедуру. Быстрее будет найти инспектора и привезти для досмотра груза, чем через систему "единого окна" скоординировать его работу, поскольку в этой системе он имеет право три дня согласовывать выдачу подтверждающего документа», — говорит руководитель таможенной практики компании "PwC Украина" Денис Шендрик.

Кроме того, аналитики указывают на то, что невозможно требовать от контролирующих органов полного документооборота в электронном виде, поскольку Верховная рада до сих пор не приняла необходимые изменения в законодательстве. А правительство не урегулировало вопрос с рядом международных соглашений, согласно которым подтверждающим сертификатом соответствия продукции международным нормам до сих пор считается именно бумажный документ, а не его электронный аналог.

Украинский бизнес готов к диалогу с чиновниками о проблемах реализации проекта "единого окна", поскольку заинтересован в его успехе. Но пока предложений от правительства провести такого рода встречу не поступало, сообщили в Европейской бизнес ассоциации.

Источник: Deutsche Welle

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Введите код защиты на картинке
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки

Комментарии